Рост цен на авиационные запчасти, нестабильные цены на нефть и все еще восстанавливающийся после кризиса мировой рынок — вот почему авиакомпании нуждаются в более эффективных решениях для оптимизации своей деятельности. Львиная доля расходов на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов приходится на ремонт и приобретение деталей, компонентов и других авиационных материалов. Эти расходы можно оптимизировать, но задача непростая.

Ежегодный рост цен на детали производителей исходного оборудования (OEM — Original Equipment Manufacturers) колеблется в диапазон 3–5%. Использование альтернативной продукции позволяет авиакомпаниям сэкономить до 10–15% стоимости ТОиР в каждом отдельном случае.

Растущий аппетит OEM-производителей

Объем глобального рынка ТОиР составляет сегодня 47–49 млрд долл. Согласно прогнозам в ближайшие годы этот показатель увеличится еще на 20 млрд долл. Понимая перспективы развития рынка, ОЕМ-производители расширяют свою сферу интересов, не ограничиваясь только производством самолетов и их комплектующих.

Производственные технологии совершенствуются с каждым годом, и многие OEM-производители все менее охотно делятся своими достижениями и ноу-хау с другими участниками рынка. Ограничивая сторонним провайдерам ТОиР доступ к технической информации на свою продукцию, OEM-производители вынуждают авиакомпании подписывать долгосрочные договоры на техобслуживание либо заставляют провайдеров ТОиР приобретать дорогостоящие лицензии. В результате цены на услуги растут, а участники рынка имеют меньше возможностей для маневров во время переговоров.

Альтернативные решения

Рынок альтернативных авиационных деталей зародился в 1950-е гг. в США. РМА-производители (Part Manufacture Approval) — это компании, которые сертифицированы национальным авиационным регулятором для изготовления альтернативных авиазапчастей и компонентов в соответствии с требованиями FAR 21.303. PMA-производители применяют новейшие технологии, процессы и материалы, поэтому могут предлагать альтернативную продукцию, идентичную оригинальной по всем показателям. Разница в цене между ОЕМ- и РМА-деталями может достигать 40%.