Артем ФЕТИСОВ, Запорожье и Москва

 

В украинском городе Запорожье на одной территории расположены два крупных двигателестроительных предприятия, которые играют существенную роль в развитии не только украинского, но и российского авиапрома: Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) "Прогресс" им. А. Г. Ивченко" и ОАО "Мотор Сич" — серийный завод по производству авиадвигателей.

 

По словам главного инженера "Мотор Сич" Павла Жеманюка, в советские времена схема взаимодействия КБ и серийного завода была традиционной. ЗМКБ "Прогресс" занималось разработкой и изготовлением опытной партии двигателей. После проведения государственных испытаний документация на новый двигатель передавалась на "Мотор Сич", где развертывалось его серийное производство.

 

Сегодня такого четкого разграничения функций уже нет. Высокие требования к срокам и стоимости создания новых изделий привели к тому, что на "Прогрессе" более не разрабатываются опытная оснастка и упрощенная технология для выпуска первой партии двигателей. "Техническая документация из КБ передается сразу на серийный завод, мы разрабатываем технологические процессы, адаптируем под них чертежи, совместно подбираем материалы и изготавливаем первые образцы", — рассказывает г-н Жеманюк.

 

Несмотря на разницу в организационно-правовой форме (ЗМКБ "Прогресс" — государственное предприятие в ведении Министерства промышленной политики Украины, а "Мотор Сич" — с 1994 г. открытое акционерное общество без участия в нем государства), основная проблема у предприятий одинаковая — найти средства для выживания и развития.

Читайте также:  Авиадвигатели