Поступление в авиакомпании новых типов самолетов, таких как Ил-96-300 и Ту-204, оснащенных двигателями ПС-90А, в начале 90-х гг. создало немало проблем их эксплуатантам. Неотработанные технические решения, низкая надежность, слабая техническая поддержка, отсутствие запчастей привело к тому, что машины, условно относимые к "новому поколению", до сих пор вызывают негативную реакцию у их потенциальных заказчиков. Но справедливости ради стоит отметить: по крайней мере для пермских авиадвигателестроителей прошедшие десять лет с момента начала эксплуатации (а первый коммерческий полет Ил-96-300, оснащенного ПС-90А, состоялся в июле 1993 г.) не прошли впустую.

Павел Севастьянов, генеральный директор хабаровской авиакомпании "Дальавиа", которая эксплуатирует три Ту-214, отмечает: "Сегодня в качестве образца послепродажного обслуживания, сопровождения эксплуатации можно назвать работу "Пермских Моторов". Дорого, правда … но они на самом деле заинтересованы в эксплуатации своих изделий, оперативно реагируют на наши замечания, отслеживают состояние двигателей. Оплата идет за летный час". (см. АТО # 48, стр. 26).
Главный редактор АТО Алексей Комаров попросил Олега Королева, директора программы авиационных двигателей ОАО "Пермский Моторный Завод", рассказать о том, как строится работа по поддержке эксплуатантов двигателей ПС-90А.

АТО: Олег Геннадиевич, так что же предлагает ПМЗ заказчикам авиадвигателей?
О. К.: Для начала я хотел бы пояснить: ПС-90А — это пока единственный отечественный двигатель, эксплуатируемый по состоянию. Он не имеет ограничений по межремонтной наработке и подобно западным аналогам эксплуатируется до достижения критического состояния какой-либо детали или до ухудшения эксплуатационных параметров до предельного уровня. Ограничение ресурса в циклах имеют только основные детали, которые заменяются при капитальных ремонтах.
На сегодня ПМЗ использует систему послепродажного обслуживания, не имеющую, по моим сведениям, аналогов в России. Приобретая ПС-90А, эксплуатант получает возможность заказать дополнительно полный комплекс услуг, обеспечивающий бесперебойную эксплуатацию двигателя на крыле. Услуги ПМЗ аналогичны западной практике, получившей название All Inclusive — "все включено".
По желанию заказчика ПМЗ организует на месте его базирования работу бригады своих специалистов, с технической аптечкой, инструментом и оборудованием, поддерживающую двигатели в рабочем состоянии, и при необходимости завод предоставляет агрегаты из своего пула запчастей.
Мы выполняем все профилактические осмотры, а если нужно — и доработки двигателей в эксплуатации по действующей документации, проводим анализ неисправностей, нештатных ситуаций с выдачей рекомендаций эксплуатанту. Наши специалисты обеспечивают заказчику и услугу, называемую на Западе инжиниринг, когда оцениваем, какие детали или агрегаты подходят к выработке ресурса, заранее готовим на замену необходимые агрегаты или запчасти, а также прогнозируем, когда нужно будет сделать замену двигателя по его техническому состоянию. Мы можем на время ремонта даже предоставить свои двигатели — у нас есть некоторый запас исправных двигателей для этих целей.
Предлагаемый комплекс услуг помогает авиакомпаниям снять с себя все заботы по двигателю, они получают возможность планировать полностью расходы на эксплуатацию авиадвигателей, не обременяясь техническими, снабженческими и организационными проблемами. На сегодня мы снимаем заботы с главного инженера и технического директора авиакомпании, для них самое главное — планировать финансовые расходы, которые берутся исходя из оплаты за летный час. Главное, чтобы авиакомпания регулярно платила за летные часы, а все остальное мы берем на себя. Я разговаривал со многими директорами авиакомпаний: в отличие от проблем с планером самолета, когда приходится искать по всей стране агрегат или отправлять его в ремонт и неопределенное время ждать, когда его отремонтируют, по двигателю таких проблем у технического директора нет. У нас за последние как минимум три года не было ни одного простоя самолета по вине двигателя.