Международные авиа грузоперевозки

В сентябре завершился первый этап стендовых испытаний нового турбовентиляторного двигателя SaM146. В целом испытания прошли успешно, хотя, разумеется, их результаты будут использованы для дальнейшей доработки двигателя. По словам технического директора — генерального конструктора НПО "Сатурн" Михаила Кузменко, главным итогом первого этапа можно считать подтверждение в ходе испытаний заложенных в проект технических данных и проверку правильности увязок узлов и систем двигателя, создаваемого совместно "Сатурном" и французской фирмой Sneсma на условиях разделения рисков.
Snecma отвечает за газогенератор, систему управления, привод агрегатов, общую конструкторскую интеграцию двигательной установки и летные испытания. На долю "Сатурна" приходится разработка и производство контура низкого давления, деталей обвязки двигателя и маслоагрегатов, а также производственная сборка двигателя и наземные испытания.
Для управления программой в июле 2004 г. было создано СП PowerJet. Эта компания отвечает за разработку, производство, маркетинг и продажу, а также за послепродажную поддержку заказчика, техническое обслуживание и ремонт. PowerJet будет и владельцем сертификатов SaM146, подобно тому как фирме CFM International — совместному предприятию Snecma и General Electric — принадлежат сертификаты двигателя CFM56.
Именно благодаря сотрудничеству с GE компании Snecma в свое время удалось прорваться на мировой рынок двигателей для пассажирских самолетов. По словам вице-президента компании Snecma по коммерческим двигателям Жан-Пьера Кожана, этому способствовали как высокие качества двигателя CFM56, так и его установка на популярные в мире модели самолетов. Для SaM146 стартовый заказ формируется в рамках программы создания регионального самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100, бывший RRJ). Начало коммерческой эксплуатации SSJ-100 запланировано на конец 2008 г., а объем продаж оценивается в тысячу машин до 2020 г. На такое количество самолетов потребуется примерно 2200 двигателей (включая запасные), что существенно превышает точку окупаемости программы SaM146, которая, по неофициальным оценкам, составляет около 600 двигателей. Впрочем, как отметил Жан-Пьер Кожан, ни один из успешных двигателестроительных проектов не ориентировался исключительно на один тип самолета, поэтому уже сейчас обсуждаются возможности применения SaM146 на самолетах других типов.
Реализация программы SaM146 означает для российских двигателестроителей выход на новый технологический уровень, причем сразу по нескольким направлениям. В конструкции двигателя воплощены современные разработки, сделанные с учетом опыта CFM56. Используется одноступенчатая турбина высокого давления, а компрессор высокого давления имеет меньше ступеней и меньше частей, чем его конкуренты. Поэтому, говорит директор программы SaM146 Игорь Юдин, SaM146 отличается меньшим весом, более экономичен в обслуживании и менее шумный по сравнению с другими двигателями в этом классе. Кроме того, можно ожидать и заметного ценового преимущества по сравнению, например, с двигателем CF-34 компании General Electric.
Для производства частей SaM146 построен с нуля завод "ВолгАэро", который будет выпускать диск вентилятора, барабан низкого давления, корпус компрессора высокого давления, корпуса турбин высокого и низкого давления и ряд других компонентов. Фактически внутри НПО "Сатурн" возникло предприятие, построенное по западным принципам и оснащенное западным оборудованием. Такой подход вместо попытки интеграции новых станков в существующие производственные линии свидетельствует о масштабах технологического разрыва между российским и зарубежным двигателестроением: старую производственную базу модифицировать по частям уже невозможно, требуется покупать новую.
Для испытаний двигателей недалеко от Рыбинска, в местечке Полуево, создан открытый стенд стоимостью свыше 25 млн долл. Сейчас строительство уже закончено, идет монтаж оборудования и интеграция систем управления. Стенд позволит помимо эксплуатационных испытаний двигателей проводить сертификационные испытания (например, проверять работу при боковом ветре, попадании воды, льда, посторонних предметов и т. д.), а также осуществлять акустическую сертификацию двигательной установки. На сегодня в мире есть только три стенда подобного уровня. "В Европе таких стендов вообще не осталось, — говорит Жан-Пьер Кожан, — старые стенды модернизировать уже бессмысленно, лучше строить новый, но площадку под такой стенд в Европе найти практически невозможно. А в окрестностях Рыбинска на сотни километров простираются незаселенные пространства". По словам г-на Кожана, Snecma намерена использовать стенд в Полуево и в последующих своих проектах. Для управления объектом создано совместное предприятие "Полуево-Инвест".
По мнению топ-менеджера одной из американских лизинговых компаний, двигатель SaM146 должен получиться привлекательным по многим параметрам, так что программа имеет неплохие шансы на успех.

Читайте также  "Без ремонта двигателей эксплуатация Ан-24/26 прекратится в течение полутора-двух лет"

Авиаперелеты на мероприятия и события